• Главная /
  • Форум /
  • Выставка /
  • Ведущие российские педагоги и психологи обсудили проблемы оздоровительного воспитания школьников

Ведущие российские педагоги и психологи обсудили проблемы оздоровительного воспитания школьников

Ведущие российские педагоги и психологи обсудили проблемы оздоровительного воспитания школьников, представили свои здоровьесберегающие технологии в образовании, а также поделились опытом работы с подрастающим поколением на научно-практической конференции: «Здоровый образ жизни в контексте социализации обучающихся: проблемы и решения», которая прошла в рамках IX Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России».

На конференции, посвященной образованию школьников, педагог-психолог Панинской средней общеобразовательной школы Воронежской области Нина Гальцева рассказала о своем опыте работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями.

Она напомнила, что проблема образования детей с особыми ограниченными возможностями здоровья существовала всегда, а термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно. В соответствии с федеральным законом от 30 июня 2007 года № 120 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющие недостатки в физическом или психическом развитии.
 
«Как бы не менялись термины — актуальность данной проблемы не изменяется. Инклюзивные тенденции закрепились в отечественном образовании и приобрели статус государственной политики», - отметила педагог-психолог Нина Гальцева.

Она рассказала, что одной из главных предпосылок интегрированного обучения в России стала организация в 1992 году при общеобразовательных школах классов компенсирующего (коррекционно-развивающего) обучения (КРО). В том же 1992 году в  Панинской школе Воронежской области помимо класов КРО были организованы так называемые классы здоровья, просуществовавшие 10 лет. В классы были собраны не только дети с соматическими заболеваниями верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, с недостаточностью роста, но и с серьезными нарушениями зрения, психики, после глубоких оперативных вмешательств в головной мозг и внутренние органы. Для таких детей были созданы особые условия в школе.

Тогда, по словам Нины Гальцевой, в начале 90-х, в учебные планы этих классов были введены уроки здоровья, позволяющие учителю в середине учебного дня выходить на прогулки со школьниками, а педагогу-психологу проводить диагностику психологических особенностей развития учеников, психологические тренинги и коррекционно-развивающую работу с этими детьми.  Также количество учеников в классе было сокращено до 15, что позволяло осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

«В настоящее время, в 2014-2015 учебном году наша школа вошла в программу «Доступная среда». Сегодняшнее мое выступление продиктовано практикой работы с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья и семьями, в которых они воспитываются. Это важно потому, что любая семья, имеющая больного человека, находится в состоянии постоянного стресса. Я считаю целесообразным в данном случае говорить не только о ребенке, но и о близких взрослых, так как профилактика патологий необходима всей семье, как структурной единице», - сообщила она.

Нина Гальцева предложила рассмотреть, какие сложности возникают у детей с ограниченными возможностями и у детей-инвалидов, разделив их условно на две категории: дети, имеющие отклонения в физическом развитии и дети, имеющие отклонения в психическом развитии.

С ее точки зрения, дети с недостатками в физическом развитии, как правило, имеют заниженную самооценку. Такой ребенок осознает свою ущербность и может иметь позицию: «Я хуже других (а может быть, даже хуже всех). Также бывает у таких детей и адекватная самооценка, но очень редко. У детей, имеющих недостатки в физическом развитии, отношения с близкими родственниками нормальные, так как мамы (как правило, воспитание и уход за такими детьми осуществляют мамы и очень редко папы, бабушки и дедушки) следят за тем, чтобы в семье дети не занимали главенствующую позицию. Хотя основной стратегией поведения родителей по отношению к таким детям является гиперопека. В процессе общения со сверстниками у них либо вырабатываются такие способы защиты, которые не вредят никому и позволяют нормально общаться всем в классе, либо они считают, что у них нет друзей. Основная проблема таких детей может выражаться фразой: «У меня нет друзей». Причем, по мнению учителя, ребенок нормально общается со всеми одноклассниками и у него в классе есть друзья, но здесь важно не то, как происходит на самом деле, а то, как чувствует себя ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид. Дети, имеющие недостатки в физическом развитии к учебному труду относятся спокойно, а временами позитивно (когда все быстро и легко получается), а иногда негативно (когда учебные занятия даются с трудом).

По словам Нины Гальцевой, большая роль здесь отводится учителю, который может настроить класс так, чтоб никто из одноклассников ребенка-инвалида не обижал, а, наоборот, помогал ему.

«По-иному выглядят дети, имеющие нарушения в психическом развитии. Самооценка таких детей завышенная. Их совершенно не волнует мнение других людей. Они относятся к себе совершенно некритично, считая себя центром вселенной, вокруг которой все крутится. Зачастую проблемы, связанные с общением с другими детьми, их не волнуют, но иногда они осознают, что в классе они тоже должны быть центром внимания, а это не всегда получается, тогда всеми силами они стараются его к себе привлечь. В классе таким детям очень нравится получать хорошие оценки, но трудиться им не хочется, а учитель вынужден работать с такими детьми, заранее зная, что результат будет минимальным», - рассказала педагог-психолог Нина Гальцева.

По ее словам, вариантов в развитии ребенка с ограниченными возможностями может быть множество, даже для двух детей-инвалидов с одинаковым диагнозом, невозможно написать совершенно одинаковые программы для обучения и коррекции.

«Но, увидев те крайние позиции, которые я описала, педагогу всегда легче выработать ту единственную программу, необходимую именно этому мальчику или именно этой девочке, которая поможет ребенку с особенностями в физическом развитии найти свой путь к жизни», - отметила Нина Гальцева.  

Также она рассказала о специфике работы педагога-психолога с детьми инвалидами онкологической направленности.

«Эта работа должна всегда сопровождаться с работой в семье, но некоторые мамы, за пределами больницы, не хотят афишировать заболевание ребенка. Школьному психологу целесообразно наблюдать данного ребенка хотя бы со стороны, так как в подростковом периоде непринятие ребенка-инвалида в социум может привести к суицидальным мыслям и поступкам», - сообщила она.  

Нина Гальцева отметила, что существует еще одна категория родителей детей-инвалидов, которые видят проблемы в развитии ребенка, а сам подросток не видит этих проблем.

«В этой ситуации необходимо поговорить с ребенком-инвалидом, вычленить тревоги мамы и в большой степени работать с ней. Самое трудное в работе психолога найти те необходимые слова родителям детей, которым не всегда удается побороть болезнь, но искать их, конечно же, нужно», - сообщила Нина Гальцева.

Эксперт считает, что необходимо обеспечить специальным психологическим сопровождением учащихся, перенесших онкологические заболевания на всех этапах инклюзивного обучения.

Она рассказала, что дети-инвалиды испытывают значительные психологические нагрузки, обусловленные не только спецификой возраста, но и спецификой воздействия лучевой и химиотерапии. У них довольно часто возникают негативные психические и вегетативные состояния (чувство неуверенности, тревоги, страх, депрессивность, раздражительность, агрессивность и др.), опережение психологического развития нередко реализуется в агрессии по отношению к себе и окружающему миру. По ее словам, проблемы адаптации к учебному процессу при условии годичного отсутствия в классе детей-инвалидов и выстраивания с ними деловых и дружеских взаимоотношений для учащегося могут вызвать непреодолимые психологические барьеры. При этом, в подростковом периоде идет развитие склонностей, способностей, профессиональных намерений.

Нина Гальцева отметила, что дети - инвалиды нуждаются в развитии и коррекции познавательной сферы в содействии личностному и психологическому развитию. В этом контексте крайне значимо психологическое сопровождение ребенка, перенесшего онкологическое заболевание в течение всего периода обучения в общеобразовательной организации. Педагог-психолог обеспечивает процесс психологической адаптации, то есть приспособление психических процессов и функций ребенка-инвалида к психологическому климату коллектива, снижению неизбежного в таких случаях эмоционального напряжения, установления продуктивных и эмоционально-положительных межличностных контактов, способствующих личностному раскрытию и нормализации самооценки, формированию адекватной идентичности.

«В практике моей работы я постаралась раскрыть ценность жизни любого человека как единственного и неповторимого в этом мире, его безусловное право на полноценную жизнь вне зависимости от того, насколько пострадала его человеческая сущность вследствие дефекта или нарушения в развитии, а также его безусловное право на достойное образование. Время ставит перед педагогами, родителями и детьми с особыми образовательными возможностями здоровья особые задачи, и, только взявшись все вместе за руки, приложив все силы на благо наших детей, мы можем добиться самого главного - образования, взросления и оздоровления подрастающего поколения», - заявила педагог-психолог Нина Гальцева.  

Заведующая кафедрой начального образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, д.п.н., профессор Татьяна Орехова пришла к выводу, что родители, дети и педагоги, это треугольник, в котором соединяются люди, априори находящийся по разным сторонам баррикады. По ее словам, учителя и дети находятся в неблагоприятной зависимости, потому что не решают одновременно общие задачи.

«Нужно чтобы знания, которые мы даем детям, стали их личным интересом, а это можно сделать, если мы друг к другу поменяем позицию. Родители изначально плохо настроены на учителя, потому что учитель что-то требует от них. Когда мы пишем замечания в дневнике ребенку, мы тем самым получаем обратную связь с родителями и таким образом говорим родителям, что они плохо воспитывают ребенка. Кроме того, учитель, делая замечание в дневнике, расписывается в собственной некомпетенции. Учитель, таким образом, говорит, что не обладает достаточной педагогической компетенцией, чтобы справиться на своих уроках с  ребенком», - рассказала Татьяна Орехова.

«Я всегда своим ученикам говорю, что человек может существовать только в двух формах: в форме человека или животного. И у тебя есть право выбрать в какой форме ты будешь существовать. Они меня спрашивают: «Чем человек отличается от животного?». Я им отвечаю: «Человек - это когда он может собой управлять, и когда его воля позволяет делать ему то, что он хочет, а животное - это когда его воля принадлежит кому-то другому, и он уже собой управлять не может» », - рассказала она.                      

Татьяна Орехова отметила, что нашла «волшебные слова», которые помогают ей разговаривать с детьми, чтобы они ее услышали. Она отметила, что дети способны понять родителей и учителей, если  последние поймут, что дети такие же люди, как взрослые.

«Когда я прошу ребенка что-то сделать, а он мне отвечает: «Я не хочу этого делать!», то мы в такой ситуации часто говорим: «Мало ли что ты не хочешь, я тоже много что не хочу, но делаю!». Ребенок в свою очередь отвечает: «Ты не хочешь делать, но делаешь и делай, а я не хочу!». А ведь, по большому счету заставить человека делать что-то против его воли невозможно. А я им говорю: «Как я тебя понимаю, я тоже часто так не хочу делать работу, но я понимаю, что если я этого не сделаю, то я не стану человеком». И когда дети говорят мне, что не хотят учить какой-то предмет или делать задание, то я им говорю: «Ты, конечно, можешь не делать задание, это твой выбор, но ты подумай, что ты получишь в результате, если сделаешь задание и если не сделаешь?», - рассказала Татьяна Орехова.

В ходе конференции заведующая кафедрой педагогики и психологии Белгородского института развития образования, к.п.н., доц. Елизавета Богачева презентовала опыт по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений по воспитанию культуры здоровья учащихся в Белгородской области.

По ее словам, цель этого проекта - создание модели взаимодействия общеобразовательных школ в вопросах сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. В результате этого проекта должны повыситься качество обеспечения здоровья школьников в каждом общеобразовательном учреждении сети, а также сформироваться новые продуктивные формы взаимодействия школ сети в области здоровьесбережения.

«На протяжении нескольких лет у нас в области реализовывался экспериментальный проект по технологии создания педагогической системы школы, содействующей здоровью. По окончании этого эксперимента были созданы методические пособия. Теперь в каждой школе области есть руководство к действию: и теоретический и практический материалы. В результате этого опыта можно констатировать, что 16 общеобразовательных учреждений имеют целостную зрелую педагогическую систему содействию развития здоровьеориентированной педагогики», - рассказала Елизавета Богачева.

По ее словам, основные аспекты, которые включает в себя  педагогическая система – это управленческая часть, а также организация образовательного процесса и предметно- пространственной среды.

По ее словам, в рамках этого проекта в школах сетевого взаимодействия были реализованы следующие программы: «Внедрение психолого-педагогических технологий по методу академика В.Ф. Базарного в практику работы общеобразовательных учреждений области»; проект «Развитие новой школьной медицинской инфраструктуры через совершенствование школьных медицинских кабинетов»; проект «Организация школьных инновационных Центров здоровья на территории области»; «Региональная стажировочная площадка по обучению специалистов, совершенствующих организацию школьного питания»; «Региональная стажировочная площадка по распространению моделей здорового и безопасного образа жизни обучающихся», а также программа по  совершенствованию содержания занятий физической культуры на основе применения народных подвижных игр.

Научно-практическая конференция: «Здоровый образ жизни в контексте социализации обучающихся: проблемы и решения» проходила три дня. На конференции были рассмотрены управленческие, педагогические, психологические, санитарно-гигиенические и социальные аспекты здоровьеориентированной деятельности в образовательных организациях и решались задачи методологического, организационного, научно-методического характера.

В Форуме, напомним, принял участие Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Шаевич Каганов.

В рамках конференции были организованы пленарные совещания, научно-методические конференции, мастер-классы, публичные лекции, круглых столы, конкурсы.

В работе конференции приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Государственной Думы РФ, профильных региональных министерств и ведомств, представители ведущих вузов и институтов России, руководители общественных организаций, работники образовательных организаций различных уровней образования, ученые и практики.

Организаторами научно-практической конференции выступили Министерство образование и науки Российской Федерации и Российский университет дружбы народов.