• Главная /
  • Форум /
  • Пресс-центр /
  • «Нам важно наладить диалог с врачами и специалистами других сфер», - говорит о работе в рамках форума «Здоровье нации – основа процветания России» педагог Нуник Кочарян

«Нам важно наладить диалог с врачами и специалистами других сфер», - говорит о работе в рамках форума «Здоровье нации – основа процветания России» педагог Нуник Кочарян


Для педагога, организатора школы, детского сада и образовательного центра, автора программы РАНХиГС по эмоциональному интеллекту Нуник Кочарян и её команды большая честь включится в работу мероприятия.


 
«Форум - это возможность заявить о важных проблемах в вопросах образования детей, отразить их через призму медицины. Если у ребенка сложности со сном, другие проблемы физиологического характера, о каком будущем можно говорить? Нам важно в диалоге с медицинским сообществом обозначить проблемы здоровья детей, которые влияют на обучение, понять, как и чем мы еще можем помочь, когда беремся за решение вопросов все вместе.

В рамках реализации наших проектов мы говорим о том, как влияет на учебу окружающая среда, повышенная тревожность, неврозы ребенка. Согласитесь, родители хотят, чтобы их дети были отличниками, а что мы для этого делаем? Сами разными способами создаем себе стресс, тревожимся, а это тоже напрямую влияет на состояние детей.

Бывает так, что ребенок плохо учится, а причина тому – нехватка витаминов, но никто не поинтересовался его самочувствием, никто не обследовал его. Здоровье - основа успешного обучения. На его результат влияет все – как ребенок спит, как и что он ест, как неврологи оценивают его состояние. Согласно статистике 93 процента учеников выходят из школ c хроническими заболеваниями физиологического характера и 89 процентов - с психологическими расстройствами 89 процентов», - говорит педагог.

В рамках форума Нуник Кочарян с командой планируют провести две секции по образованию. Программу Круглого стола «Нарушения чтения и письма (дисграфия, дислексия). Лечить или правильно учить?» готовят специалисты Образовательного проекта «Зелёная лампа». Откроет секцию Инна Богородицкая - логопед-дефектолог, педагог, эксперт по проблемам школьного обучения. Двадцать лет назад она одна из первых в стране заговорила о проблеме дислексии и дисграфии.

Продолжит тему Патимат Омарова - российский учёный-дефектолог, профессор, декан факультета специального образования Дагестанского государственного педагогического университета.

В разговоре также примут участие медицинский логопед, нейропсихолог, логопед-дефектолог.

В рамках другого Круглого стола эксперты будут говорить на тему «Стресс в жизни ребенка дома и в школе».

Проблемы стресса в жизни ребенка поднимут врач-невролог, кандидат медицинских наук, автор книги «Управление стрессом» Анастасия  Прищепа, кандидат медицинских наук, психиатр, психотерапевт НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Алексей Трушин, клинический психолог, аддиктолог, телеведущий телеканала «Доктор», писатель, преподаватель Skolkovo StartUpSchool Михаил Хорс и другие.



Психолог, юрист, автор книги «Звонок для родителя. Как дать качественное образование вне школьных стен» Кристина Сандалова отмечает, что больше всего подвержены стрессу ученики начальных классов и старшеклассники. Одним сложно привыкнуть к школьным нагрузкам, другим очень непросто дается предэкзаменационный и экзаменационный период.  В группе риска, по словам эксперта, находятся также чувствительные, эмоциональные натуры и дети-перфекционисты, которых родители ориентируют на высокие достижения и успех.

«Данные 2023 года говорят о том, что каждый третий родитель школьников обращался к педиатру по поводу заболеваний, возникших на фоне стресса во время учебного года.
В стрессовой ситуации начинает вырабатываться гормон кортизол в сочетании с инсулином, способствующим отложению жиров. Повышается и содержание эпинефрина, более известного как адреналин, что ведёт к повышенному артериальному давлению. Состояние боевой готовности, типичное для стрессовой ситуации, не должно длиться постоянно, организм попросту изнашивается», - говорит Кристина Сандалова.

У детей стресс обычно приводит к нарушениям сна, когда ребенок долго не может заснуть или часто просыпается, беспокоится, кричит. Днем он может жаловаться на повышенную утомляемость, головную боль, становится апатичным и вялым, или, наоборот, раздражительным и агрессивным. Частые ОРВИ тоже могут быть признаком хронического стресса, его соматическими проявлениями.

Сильный перманентный стресс способствует развитию хронических болевых синдромов, снижению иммунитета. А при снижении защитных сил организма любое, даже неопасное заболевание, переходит в хроническую форму и может грозить осложнениями. Так, например, дети, испытывающие стрессовые воздействия, нередко страдают синдромом раздраженного кишечника. Также при чрезмерной активации симпатической нервной системы ослабевает моторика желудочно-кишечного тракта, замедляются процессы пищеварения, вследствие чего нарушается обмен веществ и возникают различные осложнения. Иногда стресс способствует развитию бронхо-легочных заболеваний. Особенно опасно воздействие стресса при наличии астмы: нервное напряжение приводит к усилению симптомов, обостряет течение заболевания.

В тяжелых случаях у детей может развиваться депрессия. По данным ВОЗ она вышла на второе место в мире среди болезней, приводящих к потере трудоспособности и ухудшению памяти.

Нуник Кочарян говорит о том, что отмечают многие ученые: нагрузка на современных школьников по сравнению с нагрузкой школьников 50-ых годов увеличилась в 2 раза. И это только по количеству часов. 

 «Данные Роспотребнадзора по результатам сдачи ЕГЭ и ОГЭ школьниками за последние годы оптимизма не внушают. Количество двоек по основным предметам в результате сдачи ОГЭ во многих регионах достигла 30 процентов, каждый третий ученик не обладает базовым уровнем знаний как минимум по одному из предметов школьной программы. Меньше 1 % выпускников сдают на 100 баллов ЕГЭ.  В 2022 году количество выпускников школы составило около 700 000, из них 100 баллов сразу за два предмета на ЕГЭ набрали всего 380 человек, за 3 - 16. При этом рынок репетиторов вырос с 40 до 70 процентов. Что мы получаем в итоге? Нагрузка на детей увеличилась, стресс увеличился, почти каждый второй ребенок занимается с репетитором. Результаты не радуют», - говорит Нуник Кочарян.

Большую проблему специалисты видят сегодня и в том, что ребенок пытается лавировать между оценкой и знанием. Заканчивается это чаще всего неврозом.

По статистике 79 процентов российских школьников испытывают стресс из-за оценок. Больше всего в мире испытывают стресс из-за отметок российские ученики. Стресс возникает из-за того, что получаемые оценки воспринимаются как ключевой фактор. Большинство школьников испытывает негативные эмоции из-за успеваемости.

 «Исследования показывают, что у детей нет уверенности в процессе обучения. 68 процентов учителей считает, что чувство тревоги, неуверенности в себе мешает ученикам в учебе, однако, согласно исследованиям, многие учителя считают, что только через стресс и его преодоление дети смогут лучше адаптироваться в жизни. Вся система образования сегодня построена на стрессе, при этом многие ученые и эксперты обсуждают метод «Зеленый карандаш», который ориентирован на то, чтобы научить ребенка замечать свои маленькие успехи и делать на них акцент. На две ошибки ребенка необходимо давать позитивное подкрепление.», - делится Нуник.

Интересна тема? Ждем вас на форуме! Регистрация