Телемедицина не заменяет врача, но расширяет наши возможности

В рамках XII Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» состоялся симпозиум «Телемедицина и практическое здравоохранение», организованный ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины Министерства здравоохранения РФ». В ходе работы симпозиума прозвучал ряд докладов на актуальные темы, последовали многочисленные вопросы коллег и их обсуждение.

Доклад «Дистанционное наблюдение в практике врача» был сделан Русланом Шепелем, научным сотрудником отдела фундаментальных и прикладных аспектов ожирения ФГБУ «Национального медицинского исследовательского центра профилактической медицины» Минздрава России, помощником директора по региональному развитию, председателем Секции молодых ученых Национального Интернет Общества специалистов по внутренним болезням.

Руслан Николаевич рассказал собравшимся о назначении телемедицинских систем, которые всё увереннее входят в нашу жизнь. Это повышение качества и доступности медицинских услуг, возможность организации лечебно-профилактических мероприятий по месту нахождения больного, компенсация нехватки квалифицированных медицинских кадров в отдаленных медицинских учреждениях, оказание оперативной консультационной поддержки медицинским службам и формирование базы данных для анализа, мониторинга и прогнозирования состояния здоровья населения.

Основные направления развития телемедицины в нашей страны – по словам докладчика, это, прежде всего, разработка нормативно-правовых и методологических документов, создание Федеральной телемедицинской консультативно-диагностической системы, дистанционное обучение врачей ведущими специалистами федеральных учреждений, пилотные проекты по дистанционному мониторингу состояния здоровья пациентов, разработка и внедрение новых методов диагностики с применением телемедицинских технологий и международное сотрудничество, без которого сегодня развитие медицины в целом невозможно.

Руслан Николаевич напомнил базовые законодательные моменты, закрепляющие и регулирующие действие телемедицинских технологий на территории нашей страны. В частности, закон определяет такие виды допустимых телемедицинских услуг, как первичная телемедицинская (дистанционная) консультация, которая должна быть ограничена профилактикой, сбором, анализом жалоб пациента и данных анамнеза, оценкой эффективности лечебно-профилактических мероприятий и фактически представляет собой рекомендацию о необходимости проведения того или иного мероприятия. Это ни в коем случае не «визит к врачу», подчёркивает закон, а лишь вид медицинского ассистанса.

Кроме того, телемедицинская консультация предполагает дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента и коррекцию ранее назначенного лечения.

Телемедицинское консультирование даёт врачам и пациентам широкие возможности: это удалённые консультации с узкими специалистами, проведение консилиумов, обмен мнениями, обучение и аттестация медицинского персонала, дистанционные медицинские конференции и многое другое.

В ходе такой удаленной консультации врач собирает анамнез, оценивает результаты лечения, корректирует его и принимает решение об очном визите пациента, который остаётся важнейшим в медицинской практике. Заменить живое общение врача с пациентом телеконсультация не может, было неоднократно подчёркнуто на симпозиуме. Речь идёт лишь о расширении возможностей медицины, направленной на благо пациента.

Телемедицинская помощь может иметь различные аспекты реализации. Это очные консультации в реальном времени в виде видеоконференции и заочные – посредством обмена электронной медицинской документацией. Такая помощь может оказываться в стационаре, когда врач и пациент находятся в разных медицинских организациях, амбулаторно – в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения, и вне медицинской организации – по месту вызова бригады скорой помощи, в транспортном средстве при медицинской эвакуации и т.д.

Докладчик рассказал собравшимся о деятельности рабочей группы по развитию телемедицинских технологий, созданной в Министерстве здравоохранения, и о том, как в нашей стране внедряются эти достижения современных информационных технологий, позволяющих приблизить медицинскую помощь к каждому нуждающемуся.  

Татьяна Ваховская, заведующая центром телемедицины ФГБУ «НМИЦ ПМ» МЗ РФ, рассказал собравшимся о работе этого подразделения. Татьяна Викторовна напомнила, что телемедицина – это, согласно определению ВОЗ, предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором. Использование информационно-коммуникационных технологий для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики ряда заболеваний и травм, а также для непрерывного медицинского образования медицинских работников в целях улучшения здоровья населения, сегодня становится всё более востребованным, особенно в условиях нашей страны с её огромными расстояниями и не пока что всегда качественно организованной медицинской помощью на местах.

Татьяна Викторовна рассказала об истории возникновения телемедицины, которая берёт своё начало с 1905 года, когда профессор В. Эйховен впервые произвёл трансляцию ЭКГ посредством телефонной связи на расстоянии 1.5 км., что было описано им в журнале Radio News. Пять лет спустя для консультации моряков, находящихся в плавании, норвежские врачи использовали радиосвязь, а в 1940 году была впервые осуществлена передача рентгенологических изображений между двумя городами посредством телефонных технологий. В том же году была создана воздушная медицинская служба, сочетавшей использование авиации, медицины и радио.

В 1949 году была проведена первая трансляция хирургической операции, следом получили развитие теле-радиология, дерматология, психиатрия. Началось дистанционное обучение врачей. А в 1980 году международные телемедицинские системы были впервые использованы для оказания медицинской помощи при землетрясениях и техногенных катастрофах.

В Центре профилактической медицины телемедицинская помощь проводится в целом ряде направлений: это дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациентов, уже побывавшим на очном приёме, проведение врачебных консилиумов, конференций и мастер-классов, разбор клинических случаев, трансляций уникальных операций, дистанционное обучение медицинского персонала.

Татьяна Викторовна рассказала, в каких именно направлениях оказывается телемедицинская помощь населению. Например, это эндокринология – в Центре реализуется уникальный проект «Сахар – норма», позволяющий помогать больным с сахарным диабетом контролировать своё состояние.

Это кардиология и, в частности, аритмология, когда проводится дистанционное консультирование пациентов со всеми видами нарушений ритма и проводимости сердца с последующим решением вопроса о дальнейшей тактике лечения: проверке и замене всех видов имплантируемых устройств, интервенционном лечении (радиочастотной катетерной аблации аритмогенных очагов) или имплантации электрокардиостимуляторов, дефибрилляторов, ресинхронизирующих устройств и т.д.

Докладчик рассказала также о практике проведения телемедицинских консилиумов, которые оказывают врачам огромную помощь, ведь с их помощью можно узнать мнение по поводу конкретного клинического случая любого медицинского специалиста, даже находящегося далеко за пределами нашей страны. «Телемедицина не заменяет врача и не является альтернативой ему, – напомнила Татьяна Ваховкая слова выдающегося американского врача К.Т. Бёрда, введшего понятие «телемедицина» еще в начале 70-х годов прошлого века. – Фактически телемедицина повышает эффективность специалиста и расширяет его возможности находиться в самом центре медицинской деятельности».  

Денис Комков, заведующий отделением медицинской профилактики НМИЦ ПМ, врач-кардиолог, рассказал об уникальном опыте внедрения современных медицинских технологий для мониторинга состояния здоровья пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом.

Для реализации такого рода возможностей пациентам, участвующим в пилотном проекте, бесплатно, за счёт ОМС выдаются дорогостоящие тонометры и глюкометры, с помощью которых они производят замеры своего артериального давления и сахара крови, а затем эти данные в автоматическом режиме поступают в Центр для последующей обработки медицинским персоналом. Опасное повышение этих показателей немедленно фиксируется, и эти пациенты попадают в группу риска, которой требуется незамедлительная медицинская помощь – вызов бригады скрой помощи и последующая госпитализация в стационар.

Приоритетным способом передачи результатов домашнего самоконтроля докладчик назвал использование устройств со встроенным GSM-модулем. По его словам, на сегодняшний день в проекте дистанционного диспансерного наблюдения приняло участие более полутора тысяч пациентов из 11 регионов. Продолжительность наблюдения составила от одного дня до года. В целом система показала свою высокую эффективность и, по мнению докладчика, требует дальнейшего распространения и более широкого внедрения.   

По словам Дениса Комкова, с помощью реализации такого рода технологий можно спасать тысячи жизней ежегодно, значительно снижая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и других грозных недугов.

Наталия Лескова