• Главная /
  • Выступление Президента Лиги здоровья нации, академика РАН и РАМН Лео Бокерия на Президиуме организации, состоявшемся 23 января с.г. в Доме Пашкова

Выступление Президента Лиги здоровья нации, академика РАН и РАМН Лео Бокерия на Президиуме организации, состоявшемся 23 января с.г. в Доме Пашкова



Глубокоуважаемые члены Президиума, Совета Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации», наши дорогие гости!

В 2013 году мы отметили 10-летие нашей организации. На юбилейных мероприятиях мы подробно отчитались о деятельности нашей Лиги здоровья нации. Благодаря активной позиции и высокому профессионализму, Лига стала одной из авторитетнейших общественных организаций в сфере формирования здорового образа жизни и охраны здоровья граждан.

В 2013 году мы в полной мере реализовали запланированные и утверждённые на этот год мероприятия. Выполнили взятые на себя обязательства перед партнёрами, и исполнили функции, делегированные нам государством. Т.е. была проведена большая и серьёзная работа. Ещё раз хочу поблагодарить всех, кто принимал в ней участие – членов Президиума, членов Совета Лиги, легионеров, друзей и партнёров.

Традиционный перечень проведённых мероприятий и фотоотчёт о проектах есть в раздаточных материалах. Остановимся на трёх проектах 2013 года, имеющих особое значение для Лиги и, вероятно, для развития общественных институтов в целом.

Первая тема – это деятельность Лиги здоровья нации в качестве оператора по предоставлению грантов некоммерческим неправительственным организациям в рамках президентской программы по поддержке развития институтов гражданского общества. В 2013 году сфера компетенции Лиги здоровья нации, как оператора, значительно расширилась (как и общая сумма финансирования, которая выросла с 94 млн. в 2012 году до 574,0 млн. руб. в 2013-ом). С одной стороны, это говорит о выросшей значимости нашего направления в общей социальной стратегии, с другой – о признании качества нашей работы.  

Кроме традиционных направлений предоставления грантов: охрана здоровья граждан, охрана окружающей среды и популяризация здорового образа жизни,  в прошлом году мы так же принимали заявки на участие в конкурсе проектов по развитию физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), повышению качества жизни и социальному обслуживанию населения.

Тем не менее, основным приоритетным направлением операторской компетенции Лиги здоровья нации по-прежнему оставалась тема здоровья граждан России. И проекты по повышению качества жизни, и проекты по социальному обслуживанию мы рассматривали, прежде всего, в контексте укрепления физического и духовно-нравственного здоровья наших соотечественников.

На наш взгляд это вполне закономерный и оправданный подход. Мы не раз говорили и продолжаем настаивать на  том, что качество здоровья населения является основным универсальным показателем и качества жизни, и уровня социального благополучия граждан.

Сегодня мы можем сказать, что здоровье нации и формирование здорового образа жизни, наконец, заслуженно стали национальными государственными приоритетами. Минздрав стал инициатором и разработчиком концепции «Единой профилактической среды». Сегодня мы, наконец, подходим к пониманию и, что более важно, к первым шагам реального воплощения межотраслевой концепции здоровья, когда здоровье перестаёт быть исключительной компетенцией системы здравоохранения, а становится объектом межотраслевого взаимодействия. Как это и должно быть в современном социальном государстве. Похоже, наш давний лозунг «Всё для здоровья нации!» начинает постепенно превращаться в реальный государственный заказ.

Мы считали основной своей операторской задачей воплощение этого принципа в оценке конкурсных проектов. Мы  рассматривали конкурсные программы и проекты по образованию, культуре, искусству, спорту, научным исследованиям, охране природы  в контексте их влияния на здоровье человека, в контексте пропаганды и популяризации ценностей здорового образа жизни.

В 2013 году мы получили более полутора тысяч заявок на участие в конкурсе. Удовлетворить смогли 250. Но зато в этих 250-ти представлены практически все субъекты РФ. Мы считаем, что эта работа является крайне важным и ответственным направлением деятельности Лиги здоровья нации, поскольку конкурс позволяет транслировать государственные социальные приоритеты в сектор социально-активной части общества и реализовывать их в этой сфере.

Более того, мы считаем, возможности этого организационного ресурса серьёзным образом недооцененными. Уверены, что эффективность использования средств грантов можно повысить, если перейти на программный принцип финансирования. Свои соображения по этому поводу мы передали в администрацию Президента и часть из них надеемся воплотить уже в 2014 году. Кстати решение о проведении конкурса уже принято. Президент России 17 января подписал Распоряжение о предоставлении грантов, в том числе через Лигу здоровья нации. Надеюсь, что в текущем году эта работа так же пройдёт на должном уровне. Приоритет тот же – «Всё для здоровья человека!».

Вторым важным проектом Лиги в 2013 году стал Общественный мониторинг исполнения органами исполнительной власти социальных Указов Президента РФ. Здесь, конечно, все очень важно. Во-первых, такой мониторинг вообще проводился впервые. И во-вторых, мониторинг впервые рассматривался не только как социологический инструмент для выяснения общественного мнения, но и как инструмент для принятия управленческих решений. Что на наш взгляд, чрезвычайно важно.

7 мая 2012 года Президентом России В.В. Путиным был подписан пакет социально-значимых Указов №№596-606. Среди них и Указ №598 о совершенствовании системы здравоохранения и формирования здорового образа жизни.

Руководствуясь решением Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России об организации общественного мониторинга исполнения этих Указов, Общественная палата Российской Федерации на основе профильных Комиссий сформировала рабочие группы по подготовке и реализации общественного мониторинга, состоящие из членов Комиссий и представителей общественных организаций.

Согласно этому документу, на Комиссию по здоровью нации, развитию спорта и туризма, Общероссийскую общественную организацию «Лига здоровья нации» и другие профильные общественные организации (по перечню) возложена функция проведения общественного  мониторинга исполнения Указа Президента РФ № 598.

В соответствии с поручением Общественной палаты, Лигой здоровья нации были разработаны опросные листы. Группы вопросов были скомпонованы таким образом, чтобы охватить основные направления деятельности органов власти, на которых базируется, и через которые реализуется политика формирования здорового образа жизни. В итоге получилась группа общих вопросов, вопросов по сфере здравоохранения, развития спорта, физической культуры и туризма, экологической безопасности и охраны окружающей среды, сферы образования, культуры, труда, социальной защиты, информационной политике и общественной деятельности по формированию здорового образа жизни.

Такой подход оправдан, поскольку сфера формирования здорового образа жизни достаточно широка и многофакторна. А для реализации политики, направленной на формирование ЗОЖ необходим межсекторальный межведомственный подход – это совершенно очевидно! Как очевидно и то, что этот подход необходим при оценке её эффективности. 

Кроме того, Указ Президента России обращён к Правительству Российской Федерации в целом. Соответственно мониторинг исполнения Указа должен включать в себя мониторинг деятельности всех ведомств, так или иначе, вовлечённых в эту сферу.

Возвращаясь к структуре опросника и его задачам отметим два важных для нас момента, 1) комплексный межсекторальный подход при реализации мониторинга и 2) мониторинг, как осведомлённости людей, так и их удовлетворённости деятельностью органов власти по формированию ЗОЖ. Это важно, поскольку мы и впредь, предполагаем придерживаться этих принципов в дальнейшей работе.

В итоге мы получили очень интересные результаты и опубликовали промежуточный полугодовой отчёт. Провели большие общественные слушания на эту тему. С содержательными итогами мониторинга можно ознакомиться на сайте Лиги и сайте Общественной палаты РФ. Они так же есть в раздаточных материалах.

Сейчас в обработке находятся результаты второго этапа мониторинга. Они будут опубликованы в ближайшее время. Очень интересно посмотреть динамику общественного мнения… или её отсутствие. В любом случае – проведение такого общественного мониторинга – объективно, невзирая на методические и организационные недоработки и является серьёзным шагом к делегированию определённых контрольных полномочий общественным институтам.

Вертикаль власти – это не шест, это – все-таки пирамида. И одно из рёбер жёсткости этой пирамиды – общественные институты. Зачастую отношения между властью и гражданскими институтами достаточно сложны и неоднозначны. Но согласно законам физики опираться можно только на то, что имеет сопротивление… Контрольная деятельность общественных институтов – это тот механизм, который позволяет избежать перекосов в вертикали власти, избежать издержек монополии исполнительной власти, в том числе и коррупционных….

Сегодня тема грантов и тема мониторинга – не случайные темы – они связаны между собой не только тем, что это показательные примеры взаимодействия органов власти и общественных институтов в реализации социальных государственных приоритетов, но и содержательно – они реализуют принципы межведомственного и межсекторального подходов к формированию здорового образа жизни граждан в стране.

Сегодня Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» имеет реальную возможность – финансовую и организационную –  воплощать этот принцип в жизнь. Это дорогого стоит. Мы шли все вместе с вами к этому долгих 10 лет.

Ещё одно важное событие 2013 года – это Межгосударственный форум государств-участников СНГ «Здоровье населения – основа процветания стран Содружества». Этот форум проводился во второй раз, и прошёл успешно. На форуме так же обсуждались вопросы взаимодействия различных ведомств в сфере формирования здорового образа жизни, но уже не только в контексте Российского опыта, но и опыта реализации аналогичных программ на территории стран Содружества.

В программе форума кроме традиционных научно-практических мероприятий была широко представлена молодёжная секция с проектом «Моя альтернатива». Три дня шли презентации, обсуждения, круглые столы по обмену опытом внедрения лучших форм молодёжного досуга, направленного на формирование здорового образа жизни. К этому проекту мы ещё вернёмся – он является одним из основных проектов 2014 года. И его презентацию вы увидите чуть позже.

Завершая отчёт о важных событиях 2013 года, необходимо отметить следующее – в  рамках форума прошло заседание Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, на котором было поддержано ежегодное проведение форума под эгидой Совета.

И последнее – буквально два слова о нашей ежегодной акции «Волна здоровья». В 2013 году она проходила в Якутии, на реке Лена. Бригадами врачей было осмотрено более 600 пациентов, 86 из которых получили направление на лечение в Московских центрах. Очень искренне благодарю всех участников  акции: принимающую сторону – министерство здравоохранения республики Саха (Якутия), и, прежде всего, врачей, работавших на теплоходе.

Касательно текущего года. Все наши проекты в силе. План работы есть в раздаточных материалах. Членов Президиума, членов Совета прошу его утвердить.

Ещё раз хочу сказать о том, что Президентом России было подписано Распоряжение о проведении конкурса по предоставлению грантов неправительственным некоммерческим организациям в 2014 году. Лига здоровья нации является одним из операторов по этому конкурсу. Сумма грантов по нашему направлению составляет 474 млн. рублей. Отличительной особенностью этого года является то, что изменился механизм финансирования. Вместо одного конкурса будет два – с апреля по июнь и с июля по ноябрь. Эти изменения призваны повысить эффективность и прозрачность конкурсных процедур, а также обеспечить динамику и непрерывность реализации проектов.

Вашему вниманию будут предложены два коротких видеосюжета, посвящённых грядущему форуму, точнее двум форумам, поскольку мы приняли решение о проведении сразу двух мероприятий на одной площадке – III Межгосударственного форума «Здоровье населения – основа процветания стран Содружества» и VIII Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Надеемся, что у обоих этих форматов есть своё будущее и есть свои задачи. И нам есть о чём поговорить, в том числе и с нашими соседями…. Буклет с презентацией форумов у вас есть. А видеоматериал будет представлен. Особых комментариев, по-моему, он не требует.



Несколько слов о втором проекте. В 2013 году мы получили грант на реализацию Молодёжного национального проекта «Моя альтернатива». Этот проект мы реализуем не первый год. Он вобрал в себя молодёжную составляющую всех наших программ, направленных на борьбу с вредными привычками «Россия без табака», «Безалкогольная Россия», «Общество против наркотиков» и других.

 

Суть проекта проста и имеет несколько этапов. 1-ый этап –  Всероссийский интернет-конкурс на лучший сюжет об активных формах молодёжного досуга. Задача этого этапа выявление и отбор лучших практик. 2-этап – Молодёжный конгресс «Моя альтернатива». Он пройдёт в рамках форума. На конгрессе будут представлены 20 финалистов конкурса, состоятся презентации и обсуждения. По итогам будут отобраны 10 победителей, которые получат денежные премии и дипломы. Публичная презентация проектов-победителей, открытое голосование и награждение пройдут на ежегодном «Марафоне здоровья». А в сентябре в рамках теплоходной акции «Волна здоровья» победители получат возможность продемонстрировать свои умения и практики в городах маршрута.

Таким образом, проект решает комплекс задач – выявление, презентацию, обсуждение, поощрение и тиражирование лучших форм молодёжного досуга, направленного на формирование здорового образа жизни.

Спасибо за внимание.